ТИПОГРАФИЯ
Закажите онлайн
или позвоните


(495)  781 38 80

Трафаретная печать (шелкография)

– метод нанесения текста и изображения при помощи трафаретной печатной формы.

Основные сведения

Трафаретная печать – это способ печати, при котором краска переносится на запечатываемый материал путем продавливания через специальную сетчатую форму (трафарет).

Запечатываемый материал располагается под сетчатой формой, которая имеет печатающие (открытые) и пробельные (непроницаемые для краски) элементы. Продавливание краски происходит при помощи специального эластичного ножа, называемого ракелем.

Трафаретная печать – один из самых универсальных способов переноса краски на различные материалы. Особенности печатного процесса обуславливают и преимущества трафаретной печати перед другими видами печати:

К недостаткам трафаретной печати можно отнести:

  • сравнительно низкую производительность
  • невозможность печати градиентов
  • длительность допечатной подготовки: отдельный трафарет изготавливается для каждого цвета
  • высокое качество оттисков часто зависит от квалификации печатника

Основы трафаретной печати

Истоки трафаретной печати

Трафаретная печать имеет многовековую историю – еще древние египтяне и китайцы использовали открытый трафарет (шаблон) для нанесения рисунков на ткани и стены. Современный вид трафаретная печать приобрела к XIX в., когда в Европе в качестве основы для формы стали применять специальную ткань в виде сита, сотканную из шелка, которая натягивалась на деревянные рамы. Именно поэтому данный способ печати первоначально и называли шелкографией.

В дальнейшем шелк был заменен на другие материалы, однако название шелкография или шелкотрафаретная печать употребляется и сегодня.

Трафаретная печать сегодня: современные материалы и оборудование

Печатная форма – это носитель текстовой и изобразительной информации, содержащий печатающие и пробельные элементы. Печатной формой для трафаретной печати является трафаретная тканевая сетка, натянутая и закрепленная на раме. Перенос изображения происходит непосредственно на запечатываемый материал.

Четырехсторонние рамы для трафаретной печати могут изготавливаться из различных материалов: изначально они были деревянные, в настоящее время в основном используются металлические (стальные и алюминиевые).

Классификация трафаретных сеток

Трафаретная сетка (ситовая ткань) представляет собой тканный материал. Если первые трафаретные сетки изготавливались из шелка, то сегодня используются различные виды синтетических волокон: полиэфирная моноволоконная или комплексная (многонитиевая) ткань, нейлон, металлизированные сетки и др.

Трафаретная сетка прямо влияет на сам процесс пропускания краски и соответственно получение красочного слоя, поэтому выбирается для каждого конкретного заказа по следующим основным параметрам, указанным в маркировке ситовой ткани:

Изготовление печатных форм

В настоящее время печатные трафаретные формы изготавливаются в основном фотомеханическим способом, который в свою очередь может быть прямым (изображение наносится непосредственно на сетку), косвенным (изображение сначала копируется на специальный материал, а затем переносится на сетку) или комбинированным.

По конфигурации печатные формы разделяются на плоские и цилиндрические.

Печатное оборудование

В зависимости от формы звеньев печатной машины можно выделить 3 типа оборудования:

  • машины плоской трафаретной печати (планшетные/тигельные) – имеют плоскую печатную форму и плоскую опорную поверхность
  • цилиндровые печатные машины – имеют плоскую печатную форму и цилиндрическую опорную поверхность
  • ротационные печатные машины – имеют цилиндрическую формную и опорную поверхности

В зависимости от степени автоматизации оборудование делится на ручные станки, полуавтоматы, автоматические машины и поточные линии.

Схема работы ручных и полуавтоматических плоскопечатных машин сводится к следующему:

  • готовая трафаретная рама помещается в формодержатель, который поднимает сетку между печатными тактами для замены запечатываемого материала
  • запечатываемый материал фиксируется горизонтально на опорной поверхности (столе) при помощи вакуума или специальных упоров
  • на форму наносится краска
  • ракель, продавливая сетку, прогоняет краску непрерывным движением, в результате чего красочный слой остается на запечатываемом материале
  • сушка готовых изделий

В полуавтоматических машинах управление ракелем и печатной рамой механизировано, в ручных – это делает сам печатник.

Из-за большой толщины красочного слоя трафаретная печать не может происходить без сушильных устройств, которые бывают 2-х основных видов: полочные и туннельные.

При трафаретной печати используются специальные трафаретные краски, обладающие определенной вязкостью, для равномерного распределения по материалу.

Технические требования к макетам

Трафаретная печать часто используется при изготовлении визиток, открыток, обложек для книг и каталогов, бумажных пакетов и картонных коробок, так как дает возможность:

  • нанесения текста и изображения на фактурные дизайнерские бумаги
  • нанесения текста и изображения на дизайнерские бумаги темных и насыщенных цветов
  • нанесения текста и изображения на различные виды картона

Мы осуществляем печать в один или несколько цветов. Для каждого цвета изготавливается отдельный трафарет.

Общие технические требования к исходным файлам и макетам для печати можно посмотреть здесь.

Требования к макетам для трафаретной печати

  • Элементы в макете: векторные, замкнутые
  • Масштаб 1:1
  • Не должно присутствовать градиентов, полутонов, растровых изображений и элементов (прозрачность, тени и т.д.)
  • Все шрифты должны быть переведены в кривые
  • Минимальный размер шрифта – 6 pt. Рекомендуется использовать шрифтовые гарнитуры без засечек
  • Если в макете присутствуют графические элементы в край готового изделия, то для них должны быть предусмотрены вылеты под обрез – 5 мм
  • Отступ важных элементов от края реза – 4 мм
  • Минимальная толщина печатного и пробельного элемента – 0,2 мм
  • Цветовая модель – Pantone

Дополнительно:

  • Необходимо предоставить файл в формате .jpg для предпросмотра.
  • Не рекомендуется, чтобы изображение попадало на места биговки (линия сгиба).
  • Для корректного отображения цветов на тёмных материалах может потребоваться применение белой подложки.